Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

«Отцы и дети»

 

1. Замысел романа.

 

? Записки в Англии 1860 год: Базаров -«...не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает ...Знает довольно много - энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект — ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».

? И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 г.: «Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей».

 

 

 

2. Сюжет и композиция

 

В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова,

 

 

 

Базаров

и

Аркадий Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов

Анна Сергеевна Одинцова

Родители Базарова

Ситников и Кукшина

 

 

 

Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится следующая закономерность:

 

 

Первый круг

Приезд в Марьино

(М)

Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрица­ние - мы отрицаем».

Первая встреча с Одинцовой (О)

Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к ка­кому разряду млекопитающих относится сия особа», «...этакое бо­гатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», - так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин.

Приезд в имение родителей (Р)

«...Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается "нечего сказать" отцу и матери...» (М. Горький)

«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцо­вой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства База­рова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любо­вью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным.

Второй круг

Приезд в Марьино (М)

Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристо­кратией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.

Базаров заезжает к Одинцовой (О)

Любовь героя отвергнута Анна Сергеевной, она напугана силой чувств, на ко­торые он оказался способен: «...Вы меня не поняли...» - говорит Одинцова.

Базаров у родителей (Р)

Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяго­тится их заботой и любовью, но скрыть привязанность и нежность к сво­им старикам перед смертью он не может.

Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг стано­вится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь.

 

 

 

3. Теория Базарова

 

Базаров - нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все:

искусство

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша ломаного не стоит»

природу как предмет для восхищения

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

любовь

«белиберда»

и даже...

Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко госпо­дин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

- Мы отрицаем

- Все?

- Все.

- Как? Не только искусство, поэзию... но и ...страшно вымолвить...

- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим катего­ричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

 

 

 

4. Основные конфликты в романе

 

Отцы и дети

Теория и жизнь

Наиболее острое столкно­вение происходит между Базаровым и Павлом Пет­ровичем Кирсановым.

Главный конфликт в романе - это конфликт героя с самим собой.

Базаров пытается построить свою жизнь на основе теории ни­гилизма, он уверен, что жизнь можно подчинить придуманной, «головной» теории. Можно прожить без чувств, переживаний, любви, то есть всего того, что Базаров пренебрежительно назы­вает «белибердой».

«Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вра­жде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно про­валивается всюду». («Формула жука» П. Вайль, А. Генис)

Из письма И. С. Тургенева к А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция».