Алексей Максимович Горький (Пешков) (1868-1936)
А.М. Горький
1. Ранние романтические произведения
Почему Горький выбирает романтический тип героя? |
• Время начала творчества А. М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем. |
• Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового. |
• Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях. |
• Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает необходимость найти «нравственный идеал». |
• Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях. |
Характерные признаки романтического произведения: герой противопоставляется «толпе»; герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени; необычный пейзаж (морской, степной), обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям. |
2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»
• Рассказ-размышление о смысле жизни • Главный герой - исключительная личность |
|
|
Особенности композиции: |
1 |
состоит из трех самостоятельных частей |
2 |
сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования |
3 |
первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию |
4 |
центральная часть - рассказ о старухе Изергиль |
Сравнение двух главных героев:
Параметры для сравнения |
Ларра |
Данко |
Внешность |
«красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза» |
красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня» |
Жизненная позиция |
? он не похож на других людей - не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»; ? «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени - «наказание ему в нем самом» |
? «лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»; ? «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость |
Итог жизни |
одиночество |
|
Послесловие |
от Ларры осталась только тень, бродящая по степи |
от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой |
Вывод |
крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям |
альтруист, выражающий высшую степень любви к людям |
антиидеал |
романтический идеал |
Старуха Изергиль |
• Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко). |
• Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования. |
Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:
1 |
Ларра и Данко |
Старуха Изергиль |
Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости. |
||
2 |
Данко |
Старуха Изергиль |
Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям. |
||
3 |
Ларра |
Старуха Изергиль |
Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно», беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры), она платила за это, «тратила» себя, не жалея. |
||
4 |
Ларра и Данко |
Старуха Изергиль |
Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век. |
||
5 |
Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой. |
Смысл названия
• В пьесе М. Горького отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году). Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе, показывает напряженность и направление поиска: «Без солнца» -> «Ночлежка» -> «В ночлежном доме» -> «На дне». |
• Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма. |
• Размышление о правде и спор о предназначении человека. |
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности: |
|
Клещ |
«Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо...вот она, правда!» |
Анна |
«Не помню - когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь моя дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...» |
Актер (стихи Пьера Беранже) |
Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет Мир дорогу найти не умеет, - Человечеству сон золотой... |
Лука |
Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение, или даже обман - «золотой сон» (подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей»), человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. |
Сатин |
Призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению героя, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда, «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!» «Ложь - религия рабоа и хозяев... Правда - бог свободного человека!» |
Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь. |