Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
"Горе от ума"
1821 г. - Тифлис - возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта. |
1823 г. - Москва - С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии. |
1823 г. июль - имение Бегичева - Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму». |
1824 г. - Петербург - автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку...» |
Середина октября 1824 г. - Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж). |
15 декабря1824 г. - в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие. |
1833 г. (после гибели Грибоедова) - первое отдельное издание пьесы. |
1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание. |
Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров. |
Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии: |
|
Признаки комедии классицизма Правила трех единств: • Единство времени (действие происходит в течение одних суток). • Единство места (действие происходит в доме Фамусова). • Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). |
Признаки комедии реализма Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. |
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. |
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова. |
3. Герои пьесы, расстановка сил
Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:
Фамусовское общество: Павел Афанасьевич Фамусов Софья Павловна, его дочь Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка Антон Антонович Загорецкий Старуха Хлестова, свояченица Фамусова Г. Н. и Г. Д. Петрушка, слуга Фамусова Репетилов |
Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений: Александр Андреевич Чацкий Двоюродный брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник» |
Краткая характеристика героев
4. Конфликты пьесы
Лежит в основе повествования и
складывается из взаимоотношения следующих героев: |
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи. |
|
Чацкий и внесценические персонажи |
Фамусовское общество |
Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высокой морали, искренний, честный, бескомпромиссный. |
Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и моралью. |
Идеалы и ценности |
|
? «Служить бы рад, прислуживаться тошно». ? «Кто служит делу, а не лицам». |
? Все ценности и идеалы жизни прописаны в монологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сводятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве живут и умирают». ? Я перед родней, где встретиться, ползком. ? Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь. |
Чацкий о Фамусовском обществе |
Фамусовское общество о Чацком |
? Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле. ? Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели. ? Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! ? О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык? ? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? ? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары. ? Как платья, волосы, так и умы коротки!... ? Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья. |
? Фамусов: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит». ? Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».1 |
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы, которые представлены в репликах героев. |
В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами. |
|
как Чацкий |
как Молчалин |
Ум с сердцем не в ладу. |
Два таланта - «умеренность и аккуратность». |
Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист). |
Софья о Молчалине: ? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. ? А он безмолвием обезоружит... ? От старичков не ступит за порог... ? ...Молчит, когда его бранят... ? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких. ? Чужих и вкривь и вкось не рубит. |
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь: ? Чины людьми даются, а люди могут обмануться. ? Надеждами я мало избалован ? Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа. |
Чацкий о Молчалине: ? Ума в нем только мало. ? Услужлив, скромненький. ? И не богат словами. ? Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. |
Литературные критики о характере и роли Чацкого: ? А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.) «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться». ? О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..заносчивость и нетерпимость». |
Молчалин о своих принципах и правилах: ? ...частенько там мы покровительство находим, где не метим. ? И награжденья брать и весело пожить. ? Не смею моего сужденья произнесть. ? В мои лета не должно сметь свои суждения иметь. ? Ведь надобно ж зависеть от других. ? «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...» |
? Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла. ? Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. |