Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

"Горе от ума"

 

 

 

 

 

Этапы создания

1821 г. - Тифлис - возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта.

1823 г. - Москва - С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии.

1823 г. июль - имение Бегичева - Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».

1824 г. - Петербург - автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку...»

Середина октября 1824 г. - Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).

15 декабря1824 г. - в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие. 

1833 г. (после гибели Грибоедова) - первое отдельное издание пьесы. 

1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание.

 

 

 

2. Особенности жанра

 

Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.

 

 

 

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:

Признаки комедии классицизма

Правила трех единств:

• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

• Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

• Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Признаки комедии реализма

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

 

 

 

3. Герои пьесы, расстановка сил

 

Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:

 

Фамусовское общество:

Павел Афанасьевич Фамусов

Софья Павловна, его дочь

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич

Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович

Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми

Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка

Антон Антонович Загорецкий

Старуха Хлестова, свояченица Фамусова

Г. Н. и Г. Д.

Петрушка, слуга Фамусова

Репетилов

Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:

Александр Андреевич Чацкий

Двоюродный брат Скалозуба

Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»

 

 

 

Краткая характеристика героев

 

Герой

Краткая характеристика

Павел Афанасьевич Фамусов

фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» - знаменитый, известный

Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.

? По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, про­грессивного.

? Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.

? Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец,

? Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам.

? Не лишен практического житейского ума, добродушия.

? Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.

? Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.

? В интонациях хорошо прослеживается отношение Фаму­сова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.

Алексей Степанович Молчалин

? Низкопоклонник и делец.

? Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя.

? Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».

? Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.

? Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели - высокого положения в обществе и материальное благо­получия.

? У него два таланта: «умеренность и аккуратность».

? Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.

Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник.

Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы»

? Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы».

? В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»).

? Высказывает осуждение всяческому образованию и просве­щению, осуждая своего двоюродного брата.

? «Созвездие маневров и мазурки».

? Не лишен апломба и высокомерия.

Антон Антонович Загорецкий

? «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!».

? «Лгунишка он, картежник, вор».

? Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску.

? Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник

? «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», - говорит Горич.

Репетилов

(фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять»)

? Стремится прослыть передовым человеком.

? Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом.

? Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.

? «Шумит и только».

По своему собственному определению - «пустомеля».

Софья Павловна Фамусова

? Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.

? Насмешлива, мстительна.

? Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.

? Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характе­ра: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла».

? «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)

Александр Андреевич Чацкий

Лиза: «...так чувствителен, и весел, и остер...»

Софья: «Остер, умен, крас­норечив, в друзьях особен­но счастлив...»

? Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспо­тизмом.

? В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодум­ный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.

? Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.

? Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливо­сти века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».

? Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского.

? Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхо­ждению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.

 

 

 

4. Конфликты пьесы

 

Любовный конфликт

Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев:
Чацкий - Софья
Софья - Молчалин
Молчалин - Лиза
Лиза - буфетчик Петрушка

 

 

 

Социальный конфликт

Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.

Чацкий и внесценические персонажи

Фамусовское общество

Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высо­кой морали, искренний, честный, бес­компромиссный.

Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и мо­ралью.

Идеалы и ценности

? «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

? «Кто служит делу, а не лицам».

? Все ценности и идеалы жизни прописаны в мо­нологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сво­дятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве жи­вут и умирают».

? Я перед родней, где встретиться, ползком.

? Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь.

Чацкий о Фамусовском обществе

 Фамусовское общество о Чацком

? Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.

? Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

? Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

? О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?

? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?

? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

? Как платья, волосы, так и умы коротки!...

? Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.

? Фамусов:

«Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит».

? Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».1

Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на  цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные про­блемы, которые представлены в репликах героев.

 

 

 

Философский конфликт (вневременной)

В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.

как Чацкий

как Молчалин

Ум с сердцем не в ладу.

Два таланта - «умеренность и аккуратность».

Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист).

Софья о Молчалине:

? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.

? А он безмолвием обезоружит...

? От старичков не ступит за порог...

? ...Молчит, когда его бранят...

? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.

? Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь:

? Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

? Надеждами я мало избалован

? Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь;

А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа.

Чацкий о Молчалине:

? Ума в нем только мало.

? Услужлив, скромненький.

? И не богат словами.

? Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

 

 

 

Литературные критики о характере и роли Чацкого:

? А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)

«В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».

? О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..­заносчивость и нетерпимость».

Молчалин о своих принципах и правилах:

? ...частенько там мы покровительство находим, где не метим.

? И награжденья брать и весело пожить.

? Не смею моего сужденья произнесть.

? В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.

? Ведь надобно ж зависеть от других.

? «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...»

? Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла.

? Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.