Задание 6.   Анализ содержания текста

Формулировка задания 6 ОГЭ

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера  ответов.

1) События, описанные в тексте, происходили на Неве. 

2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди. 

3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией. 

4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика. 

5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали. 

 

Задание 6 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию.

Алгоритм выполнения


1. Внимательно прочитайте  текст в первый раз (вид чтения  изучающее; о видах чтения читайте ниже), выделите непонятные слова. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем (его можно использовать на ОГЭ по русскому языку).

2. Каждый вариант ответа необходимо сверить с текстом. Для этого можно использовать такой вид чтения, как сканирование и поисковое чтение (о видах чтения читайте ниже)

3. Находим необходимый отрезок текста и сверяем информацию, данную в варианте ответа с информацией текста. При проверке информации обратите внимание на приемы и средства выразительности, которые использует автор (его герои) в тексте, (ирония, сарказм, гипербола, метафора), подтекст и др. Они могут существенно влиять на восприятие. Например, ирония – употребление слов в противоположном смысле с целью насмешки. Если будете понимать все буквально, то не сможете правильно понять информацию, которую доносит персонаж.

 

4. Особенно тщательно проверяйте фактическую информацию (названия, цифры и т.д.), ее могут специально искажать, чтобы запутать.

Теория для задания 6 ОГЭ по русскому языку.


Для того чтобы выполнить задание 6, необходимо в полной мере владеть разными видами чтения и уметь подбирать вид в соответствии с целью.
Чтение -  вид речевой деятельности, в результате которой мы получаем необходимую информацию, эмоции.
Чтобы правильно выбирать стратегию чтения, важно понять мотив чтения. Он может быть разным : для получения информации, для общего развития, для отдыха, развлечения, наслаждения
В нашем случае мотивом является – получение информации.


ВИДЫ   ЧТЕНИЯ

·         Просмотровое чтение. Используется для составления общего впечатления  от текста, как правило при таком чтении просматривается титульный лист, оглавление, отдельные абзацы и предложения.  При помощи просмотрового чтения читающий решает, нужен ли ему текст для подробного изучения.

·         Ознакомительное (выборочное) чтение. Текст читается целиком, но быстро. При помощи ознакомительного чтения читатель получает общее представление о проблематике текста. Воспринимается основная информация, детали опускаются. Ознакомительное чтение часто используют для выработки собственной позиции по теме/проблеме.

·         Сканирование – быстрый просмотр текста для поиска нужного факта, слова, имени.

·         Поисковое чтение.  Цель поискового чтения - обнаружение какой-либо информации. При обнаружении необходимой информации чтение прекращается.

·  Изучающее чтение позволяет читателю наиболее полно понять информацию, содержащуююся в тексте. Текст читается внимательно, медленно, целиком, часто сопровождается перечитыванием отдельных отрезков. Изучающее чтение направлено на усвоение главной мысли, логики изложения, требует вникания в детали. Часто целью такого чтение - запоминание информации и ее дальнейшее использование.

·  Быстрое чтение характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного.


Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные.

Как правильно понять содержание художественного текста? Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор.
На что обратить внимание:

·         Ирония, сарказм (злая ирония) – насмешка, которая часто строится на употреблении слов в противоположном смысле. Почему важно уметь распознавать иронию? Ответ прост: если вы будете понимать все сказанное героями буквально, то просто не поймете смысл, который вкладывают герои в слова. 


Примеры иронии:

«Забил снаряд я в пушку туго 

И думал: угощу я друга 

Постой-ка, брат мусью!» («Бородино» М.Ю. Лермонтов)

(Конечно, никаких друзей никто не собирался угощать)

 «Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, Боже мой!» (Илья Ильич — Захару в романе «Обломов» Гончарова, ч. I, глава 1). (Под «чистотой» подразумевается грязь)

 

Примеры сарказма:

«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет...» (Чацкий в комедии «Горе от ума» Грибоедова, д. 3). 

(Чацкий не хвалит Молчалина, он его высмеивает)

«И всю ночь напролет жду гостей дорогих. Шевеля кандалами цепочек дверных» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» Мандельштам). 

(Герой не ждет гостей, это сарказм)

 

·         Подтекст — внутренний, скрытый смысл текста. Важно улавливать не только общий смысл, но и скрытый.

«Ваш шпиц, прелестный шпиц», — обращается Молчалин к Хлестовой. «Мой муж — прелестный муж», — только что говорила Наталья Дмитриевна Горич. 

(Синтаксическим параллелизмом этих фраз и повторением слова «прелестный» вводится вполне определенный подтекст: мужья московских дам занимают положение комнатных собачек)

Горький. «Пепел. А я вот — не боюсь... 

Наташа. Как же!... Храбрость... 

Бубнов (свистнув). А нитки-то гнилые... 

Пепел. Право не боюсь! Хоть сейчас — смерть приму! Возьмите вы

нож, ударьте против сердца... умру — не охну! ... 

Бубнов (протяжно). А ниточки-то гнилые...» 

(«На дне», д. 1). 

(Подтекст этой сцены в пьесе говорит о том, что под «ниточками гнилыми» подразумевается внутренняя слабость ночлежников, неспособность их подняться со «дна»)

·         Гипербола (чрезмерное преувеличение), литота (чрезмерное преуменьшение). Важно различать, когда герои преувеличивают или преуменьшают и не воспринимать сказанное буквально.

·         Просторечия, жаргонизмы, диалектизмы могут многое "рассказать" о персонаже. Например, просторечие свойственно героям с низким уровнем образования, культуры, воспитания. Даже если персонаж это скрывает, речь "выдает" его. 

«Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин» (Простакова в комедии «Недоросль» Фонивизина д. I).

«Господа енаралы.» (Пугачев в повести «Капитанская дочка» Пушкина)

«Подай бумагу, и тогда всякое средствие будет исполнено...» (слова исправника в письме старосты в романе «Обломов» Гончарова ч. 1, глава 2). 

 

«Такой уж он Езоп, — сказал он между прочим, — всюду протестовал себя дурным человеком; поживет и с глупостью отойдет» («Отцы и дети» Тургенева, глава 5).

 

·         Эзопов язык — вынужденное иносказание, используемое для того, чтобы не нарушать цензурных, этический и политических норм, существующих в обществе. В эзоповом языке часто используются другие тропы — ирония, перифраз, эвфемизм (замена неприличных или неуместных слов и выражений на более нейтральные), метафора, и т. д.

Салтыков-Щедрин. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик... И был тот помещик глупый, читал газету "Весть"...» («Дикий помещик»). Цензура могла не пропустить прямого указания на Россию, поэтому сатирик, пользуясь эзоповым языком, поясняет читателям, о каком именно «царстве-государстве» идет речь: упоминает русскую консервативную газету 1860-х годов.

 

·          Тропы (метафоры, эпитеты и т.д.). Тропы также нельзя понимать буквально.

Выполнить задание и проверить себя вы можете здесь.