Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
Поэзия «чистого искусства».
А. А. Фет
1. Особенности поэзии «чистого искусства»
Признаки |
|
1 |
Поэзия намеков, догадок, умолчаний. |
2 |
Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. |
3 |
Искусство не должно быть связано с жизнью. |
4 |
Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. |
5 |
Это поэзия для избранных. |
2. Основные темы поэзии «чистого искусства»
Любовь |
Природа |
Искусство |
Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота. |
Образность, нетрадиционность сравнений,эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам. |
Певучесть и музыкальность. |
3. Поэзия А. А.
Фета
Природа в стихотворениях поэта:
Время года |
Как представлено в творчестве |
русская весна |
пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи |
русское лето |
сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью |
русская осень |
пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях |
русская зима |
бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле |
Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. |
Сравнение поэзии о природе
у Фета и Некрасова
Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. |
Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. |
Особенности пейзажной лирики
• стремление к фиксации изменений в природе; • наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; • изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; • точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе. |
Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом?
1 |
преклонение перед чистой красотой |
2 |
нарочитая красивость, даже банальность. |
3 |
постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» |
4 |
стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах |
5 |
поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом |
Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». |
Что такое природа в стихотворениях Фета?
• сумрачные осенние дни • первый весенний цветок • томительный среднерусский полдень |
• короткая северная ночь • плач комара • хриплый призыв коростеля |
Фет о творчестве: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит». «Целый мир от красоты». «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться» |